На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЧУДЕСНЫЙ МИР.

50 подписчиков

ЗУБ БУДДЫ.

 

Праздник продолжается 15 дней: от новолуния до полнолуния, и включает в себя много разных ритуалов



БУДДИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ | ЗУБ БУДДЫ 

Буддисты всего мира хорошо знают небольшой ныне городок Канди в горной части острова, а в далеком прошлом — цветущую столицу славного кандийского царства: здесь, в храмовом комплексе Далада Малигава, хранится бесценная реликвия — зуб Буд ды.
 

В древней легенде рассказывается, что когда тело Будды кре мировали после его ухода в нирвану в местечке Кушинагара в Индии, один из учеников выхватил зуб вероучителя из огня. Во семь веков этот священный зуб хранился в Индии, а в 361 г. принц Данта и принцесса Хемалата, бежавшие из воюющего цар ства Калинги, где зуб мог попасть во вражеские руки, привезли его на остров, спрятав в густых локонах принцессы. Местный правитель Шри Мегхаванн почтил появление зуба торжествен ным ритуалом и передал ему всю полноту государственной влас ти. С тех пор зуб стали ценить не только как драгоценную свя щенную реликвию, но и как важнейшую регалию царской власти, владение которой давало право на занятие престола. 

Этот буддийский праздник также соединился с древним кален дарным ритуалом, приходившимся некогда на смену сезонов, «боль шого» и «малого». Он выполнялся перед началом муссонных дож дей, поэтому в перахяре сохранились воспоминания о ритуальной жизни древних земледельцев, почитавших солнце и луну, воду и огонь, деревья и травы. 

С тех пор в месяце эсала (июль-август) устраивают пышный праздник, известный еще по описаниям китайских монахов Фа Сяня (V в. н. э.) и Сюань Цзяня (VII в. н. э.). Нужно представить себе огонь ярких факелов на фоне тропической ночи, запах горящего ко косового масла в этих факелах, смешанный с ароматами курящихся благовоний и запахами улицы, перезвон ритуальных колокольчиков, шествие музыкантов с флейтами и барабанами, храмовых жрецов в ярких экзотических одеждах и мерно шествующих слонов — это и будет перахяра (от санскр.
«парихри» — обходить по кругу, защи щать). В процессии могло быть до сотни слонов, и один из них вез в золотом ларце драгоценную реликвию из Храма Зуба. Шествие за мыкали плясуны, музыканты, акробаты. Вся эта пестрая, ликующая, играющая и танцующая колонна людей двигалась по дороге, вдоль которой были размещены 550 «телесных форм» в виде животных и людей, обличье которых принимал Будда в своих предыдущих рож дениях. В самый торжественный момент праздника царь в присут ствии самых важных сановников распечатывал футляр, где храни лась реликвия, извлекал ее на свет и всем показывал. Ей воздавали почести, курили благовония, возносили хвалу, после чего зуб опять запечатывали, и вся процессия возвращалась в храм. 

На долю зуба выпало немало драматических приключений, поэто му в конце XVII — XVIII в. праздник в его честь не проводили. Но в 1775 г. его возобновили по воле царя Кирти Шри Раджасингха, и с тех пор ежегодно проводят в Канди в месяце эсала. Главное место на нем по-прежнему отводится торжествам в честь зуба Будды, и потому праздник называется Далада перахяра или Канди эсала перахяра. Он сохранился почти в неизменном виде с первых веков нашей эры, ког да его видели китайские монахи. Правда, теперь вдоль дороги, по ко торой идет праздничное шествие, уже не увидеть «телесных форм» прежних воплощений Будды, да и зуб теперь не вывозят из храма, а ограничиваются лишь золотым реликварием. Неизбежно появи лись и другие нововведения, а участниками праздника порой стано вятся падкие на экзотику туристы. 

Праздник продолжается 15 дней: от новолуния до полнолуния, и включает в себя много разных ритуалов и церемоний. Главным его организатором является обычно верховный правитель храма Зуба Будды, но в подготовке праздника, как и в его проведении, участву ют и служители других храмов, посвященных местным богам — Нат-хе, Вишну, Катарагаме и богине Паттини. Начинается перахяра це ремонией «кап»: утром после июльского новолуния срубают дерево эсала {Cassia fistula, Legum), от названия которого идет и наимено вание праздника, и того месяца лунного календаря, когда он прово­дится, и из его ствола вытесывают колонну «капа». Ее делят на че тыре части и помещают в каждом из четырех храмов, участвующих в празднике. Один из последних обрядов — «рассечение воды»: на кан-дийское озеро выплывают разукрашенные лодки со жрецами. Отъ ехав от берега, они описывают магический круг на воде, и сидящие в них жрецы выливают из кувшинов священную воду, хранившуюся с прошлой церемонии. Затем один из жрецов ударяет по воде священ ным мечом и набирает в сосуд свежей воды; его примеру следуют жрецы других храмов и набирают воду, которой приписывается ог ромная магическая сила. Ее будут хранить в храмах до следующей перахяры.
Храм зуба Будды []
/Пещерный храм []/
Дамбулла []
Коломбо []
наверх